Новости
/ Директор Центра Россия – ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко: «Зеленые» финансы спасут экономику от постковидного кризиса

Директор Центра Россия – ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко: «Зеленые» финансы спасут экономику от постковидного кризиса

18
июня
2020
Директор Центра Россия – ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко: «Зеленые» финансы спасут экономику от постковидного кризиса

Эксперты Центра Россия-ОЭСР Президентской академии вошли в состав Проектной группы госкорпорации ВЭБ.РФ по «зеленому» финансированию. В работу по созданию стандартов зеленого финансирования также вовлечены Минэкономразвития, Минпромторг, Центробанк и другие ведомства. В рамках работы с ВЭБ.РФ эксперты Центра Россия-ОЭСР обеспечивают признание разработанных стандартов в Росси на площадке Организации, а также содействуют участию ВЭБ.РФ в работе ОЭСР по выработке международных стандартов устойчивого («зеленого») финансирования. Зачем это нужно России и что сделать для реализации намеченных программ? Об этом рассказывает руководитель Центра Россия – ОЭСР Президентской академии Антонина Левашенко.

«Зеленый» финансовый рынок начал свое развитие еще в 2006-2007 годах. Сегодня ЕС, Китай, Япония и еще ряд стран имеют свои стандарты «зеленого» финансирования. Зачем нужен стандарт? Он не дает развития такому явлению, как greenwashing. Когда за «зелеными» облигациями компании стоит вовсе не «зеленая» деятельность.

Вот и Россия пришла к этому пониманию. Создание механизма «зеленых» облигаций предусмотрено и планом восстановления российской экономики после пандемии COVID-19. Ведь сегодня мир пришел к тому, что национальный стандарт «зеленого» финансирования – это хорошо, но экономика трансгранична, как и экология, как задача защиты окружающей среды. И поэтому необходим консенсус стран – какие именно виды деятельности компании могут финансироваться благодаря «зеленым» ценным бумагам.

 

Зачем это в нашей стране?

Во-первых, «зеленость» инвестирования повышает экологическую и социальную устойчивость страны. Это, как показывает нынешний кризис, очень важно для смягчения эффектов от комплексных (экономических, эпидемиологических и социальных) шоков.

ОЭСР отмечает, что при планировании мер по восстановлению экономик после пандемии у государств есть уникальный шанс для «зеленого» восстановления, не только обеспечивающего доход и рабочие места, но и объединяющего меры в сфере противодействия изменению климата, сохранения биоразнообразия и повышения устойчивости. В частности, сосредоточив усилия по восстановлению экономик после пандемии на повышении экологичности в пяти ключевых секторах (агрокультура, строительство, электроэнергетика, промышленность и транспорт), страны смогут решить проблему уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

При этом, чтобы, например, выполнялось Парижское соглашение по борьбе с изменениями климата, международные инвестиции в «чистую» энергетику должны составлять примерно 6,9 трлн долларов в год. Это на 10% больше, чем средние вложения в использование ископаемого топлива (например, нефть или уголь). При этом сдвиг инвестиций в сторону «зеленой» энергетики позволит странам к 2030 году сэкономить до 1,7 трлн долларов на использовании топлива.

Во-вторых, «зеленые» облигации высоко ценятся на зарубежных рынках. Спрос на «устойчивое» финансирование растет, и, например, в 2019 году европейский индекс «зеленых» облигаций S&P Green Bond Select TR EUR вырос на 8,3% против глобального агрегированного показателя в 7,1%.

В-третьих, отсутствие «зеленого» финансирования означает угрозу биологическому разнообразию, а это, в свою очередь, усугубляет риски будущих вспышек патогенов. Вмешательство человека в биоразнообразие, например, вырубка лесов, деградация и фрагментация среды обитания, интенсификация сельского хозяйства, торговля дикими животными и изменение климата увеличивает риск перехода патогенов от животных к людям.

 

Что делать в России?

Создавать стимулы для устойчивого финансирования. Некоторый опыт в России уже есть: например, на Московской бирже в 2019 г. создан сектор устойчивого развития, состоящий из сегментов «зеленых», «социальных» облигаций и сегмента национальных проектов, в который включены 5 пакетов ценных бумаг общим номиналом около 6,45 млрд руб. Но для расширения необходимы экономические стимулы, например, налоговые (понижать налоги в «зеленых» сферах, повышать в «коричневых»), финансовые (гранты, субсидии), а также стимулы в сфере взаимодействия бизнеса и власти, от создания руководств при участии объединений бизнеса до ГЧП и концессий.

Также необходимы меры по внедрению механизма «зеленых облигаций» в России в соответствии с международными стандартами. В 2020-2021 гг. ОЭСР планирует разработать первые международные стандарты «зеленого» финансирования, которые будут направлены на развитие качественного регулирования зеленого финансирования, снижение рисков фрагментации рынка и green washing.

Участие России в данной работе позволит закрепить национальные подходы к регулированию в качестве международной практики и будет позитивно влиять на имидж российского рынка устойчивого (зеленого) финансирования.

 

 




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Приёмная директора
214025, г. Смоленск,
Чуриловский тупик, д.6/2, каб. 17
Телефон: +7 4812 24-01-61
E-mail: mail@smol.ranepa.ru

Пресс-служба
214025, г. Смоленск,
Чуриловский тупик, д.6/2, каб. 1
Телефон: +7 4812 24-01-60
E-mail: cnkr@smol.ranepa.ru
Приемная комиссия
214025, г. Смоленск,
Чуриловский тупик, д.6/2, каб. 1
Телефон: +7 4812 24-01-60
E-mail: pk@smol.ranepa.ru
Телефонный справочник
Контакты

Президентская академия – национальная школа управления