Планирование в условиях неопределенности возможно только с максимально длинным горизонтом, а целеполагание на короткую перспективу должно быть максимально конкретным. Декан факультета психологии Института общественных наук ИОН РАНХиГС Владимир Спиридонов рассказал, как строить планы в условиях высокой неопределенности и как при этом сохранить хорошую психологическую форму.
Неопределенность вызывает стресс
В ситуации, когда мы вынуждены быстро адаптироваться к новым ограничениям, к новым условиям жизни, принимать новые правила игры, вообще, трудно сохранить равновесие. К этому добавляется и неуверенность в завтрашнем дне: сейчас трудно прогнозировать, как будет складываться ситуация с пандемией, а, значит, сложно предположить вообще что-либо. Будет ли вторая волна осенью? Останемся ли мы в онлайне? Откроют ли все границы? Как будут складываться экономические процессы? Неопределенность выросла, и к этой неопределенности многие оказались не готовы.
Обычно мы платим за состояние неопределенности ощущением тревожности. Это универсальная разменная монета психики: мы расплачиваемся за ощущение неуверенности, за колебания между альтернативами. Нарастает напряжение, нарастает тревожность, и вслед за этим могут происходить поведенческие срывы. Нарастает агрессия. Причем самая плохо мотивированная — бытовая. Постоянный стресс дает знать о себе не сразу, но по мере накопления возникают различные неприятности.
Как строить планы в условиях неопределенности?
В нестабильных условиях мелкое планирование – планирование тактическое – не то, чтобы лишено смысла, но обречено на большое количество провалов. К этому надо быть готовым. В размытых ситуациях планирование на более далекие перспективы, с более далеким горизонтом, оказывается более выигрышным. Оно позволяет независимо от текущих проблем, сложностей и неувязок видеть цели т двигаться к ним.
Обычное календарное планирование в новых условиях неопределенности зыбко. И все же и тут можно найти твердую почву под ногами: нужно обратить внимание на насущные жизненные необходимости. Например, поиск работы, обучение детей, написание диссертации. Необходимо определить цель и сосредоточиться только на ней. Приоритеты в этом случае должны быть расставлены очень жестко. В отличие от обычной ситуации, когда у вас будут время и ресурсы на второстепенные задачи, в ситуации неопределенности на это психологических ресурсов нет. Их съедает тревожность. Силы есть только на самое важное. Это временное явление, но с ним приходится считаться.
Три рекомендации для хорошей психологической формы
Есть личностные черты, позволяющие реагировать на ситуацию неопределенности более спокойно, есть профессиональные характеристики – например, выработавшаяся годами стрессоустойчивость… Если вы из той уравновешенной категории людей, которая успевает анализировать свои поведенческие реакции и корректировать их в соответствии с результатами анализа, то возьмите на себя обязанность следить и за теми, кто рядом: за близкими родственниками, за подчиненными, студентами. Возможно, сравнения, которые вы сделаете, позволят вам узнать много нового о сильных и слабых сторонах человеческой натуры (в том числе — ваших собственных), что поможет избежать неприятностей.
Чтобы сохранить психологическое равновесие в условиях неопределенности, нужно заботиться о тех, кто нуждается в помощи. Мы живем в окружении людей – близких, коллег. Бескорыстная помощь тем, кому она нужна, способствует поддержанию нормального психологического состояния. Забота о других, особенно о тех, которым хуже, чем вам, дает ощущение удовлетворения. Волонтерская работа – в самом широком смысле этого слова – позволяет и самому волонтеру оставаться в хорошей психологической форме.
Президентская академия – национальная школа управления